Пресса Архангельской области

Оригинальный адрес документа: http://arhpress.ru/vaga/2007/9/7/4.shtml

Важский край
7 сентября 2007 (36)
Инф.

Сын земли шенкурской

27 августа в Архангельске открылась выставка "Он слышал Родины своей дыханье", посвященная памяти архангельского живописца, графика, члена Союза художников СССР, заслуженного художника РСФСР Бориса Лукошкова. Выставка приурочена к 85- летию со дня рождения мастера.

Основу экспозиции составляют картины из фондов музейного объединения "Художественная культура Русского Севера", живописные произведения из Архангельского областного краеведческого музея и работы 50-х годов, предоставленные дочерью художника - Светланой Братковской.

Борис Лукошков относится к художникам старшего поколения Архангельской организации Союза художников России. Он родился 20 июня 1922 года в деревне Нюнега Шенкурского уезда Архангельской губернии. В 1940 году окончил среднюю школу в Шенкурске и был призван на службу в ряды Красной Армии. В 1941 году 19- летним юношей он попал на фронт. Несмотря на тяжелые ранения, подорвавшие здоровье, Борис Степанович находит силы осуществить свою мечту с детства: стать художником.

После окончания Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Б.С. Лукошков возвращается на родину.

Его имя неразрывно связано с историей развития архангельской графики.

В далеком 1957 году первые его рисунки и иллюстрации к ранним романтическим произведениям М. Горького "Макар Чудра" и "Старуха Изергиль" получили высокую оценку и экспонировались в Москве на республиканской выставке, посвященной 40- летию Советского государства.

В 60-е годы художник увлеченно работал в технике линогравюры, находя собственные приемы гравирования и печати. Тематика листов была связана с родными шенкурскими местами, а более частый и любимый мотив - облик деревни, рыбацкого поселка, причалов, улиц: "Рыбацкая слобода"(1964), "Заборье"(1966), "Золотица"(1970).

Гравюры 70-х годов художник часто "согревал" солнцем. Свет солнца пропитал один из самых любимых автором и зрителем листов "Речка Царева"(1970), северную реку со сказочным названием, несущую в своих водах солнце. Огромные его лучи покрыли избы, землю, высокий берег и летящих клином журавлей.

Одновременно с графикой Борис Лукошков много работал в живописи. Он говорил: "Занятие графикой и живописью одновременно помогает проникнуть в тайны того и другого вида искусства, но чем-то высшим для себя считаю живопись и к ней тянусь".

Его работы "На сенокосе" (1954), "Март"(1956), "Рябинка"(1956), "Весна"(1957), "Осенний мотив"(1957) раскрывали тот мир, в котором художник родился и который окружал его с детства. Автор создавал пейзажи деревень, полей, виды реки Ваги, окрестностей Шенкурска. Картины "Вага под Шенкурском" (1957), "Деревня Заборье" (1958), "Под Устьпочей" (1956), "Пристань. Шенкурск"(1958), "Шенкурск" (1960) отмечены созерцательностью, нежностью, ностальгией и любовью к малой родине.

70-е годы стали переломными в живописи Бориса Лукошкова. Смена эта была вызвана внутренней потребностью открывать в себе самом новые творческие возможности. Без оглядки на прошлые творческие удачи, он упорно искал свой художественный стиль, не стеснялся учиться, был открыт всему новому.

Работы последних лет - "Вечер"(1980), "В деревне" (1980), "Хмурое утро"(1981), "Июльский вечер" (1989), "Мастер Фотей"(1989) показывают, как изменился его стилевой язык художника, как порой неожиданны композиции полотен, как стремится он к большей изобразительной и живописной свободе, широте письма, при этом сохраняя свою авторскую узнаваемость. С упоением работая с цветом, фактурой, мазком, он отдавал предпочтение не столько изобразительным, сколько выразительным возможностям картины.

Назад           Далее