Независимый взгляд
4 сентября 2007 (34)
Тамара Статикова
Чем богаче личность творца, тем глубже, искреннее его творения. Архангельский живописец, график, член Союза художников России, заслуженный художник РСФСР Борис Степанович Лукошков своей жизнью и творчеством подтвердил эту истину. Выставка, которая открылась в музее изобразительных искусств, приурочена к 85-летию художника.
Ретроспектива работ посвящена памяти северного художника и названа символически - "Он слышал родины своей дыханье". Борис Лукошков относится к старшему поколению архангельских мастеров кисти. Стать художником он мечтал с детства. Родился Борис Степанович 20 июня 1922 года в деревне Нюнега Шенкурского района, а в 1941 году 19- летним юношей попал на фронт.
После тяжелого ранения, подорвавшего его здоровье, он все же находит в себе силы осуществить мечту детства: стать художником. Учеба в Ленинградском художественном училище, институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина, первые иллюстрации к произведениям М. Горького, выставленные в Москве, укрепили веру в правильности выбранного пути. Но образы северной природы, земляков, сдержанных красот любимого шенкурского края, рыбацкого поселка не отпускают художника и находят свое воплощение в живописи и графике.
В 60-е годы Лукошков увлеченно работал в технике линогравюры. Черно-белые работы "согреты" солнцем, огромные лучи покрывают землю, избы, летящих клином журавлей. Удивительная теплота, искренность и деликатность. Дочь художника Светлана Борисовна Братковская, которая также представила на выставку работы отца, вспоминает:
- Отец очень любил северную природу, был с ней органичен. Он был трудолюбив в творчестве и честен. Когда нужно было выбирать между благополучием и творчеством, он выбирал творчество. - Даже тема гражданской войны не была просто модной для художника. Полотно "Северодвинцы" посвящено памяти тех, кто защищал Север. На ней нет военных действий, но есть лица земляков, очевидцев событий, тех, кого хорошо знал и любил Борис Степанович.
Каждому художнику важно найти собственную интонацию в творчестве, стать неповторимым. Борису Степановичу Лукошкову были свойственны стремление к творческому поиску без оглядки на прошлые достижения, потребность открывать в самом себе новые творческие возможности. И когда вдруг в 70-е годы он из реалистической манеры переходит к обобщенным формам, с упоением работает цветом, выстраивает неожиданные композиции, далеко не все приняли и поняли художника. А он и в зрелые годы не боялся меняться, сохраняя авторскую узнаваемость. "Голуба весна", "Вечер", "Брусника" - это вечно юное сердце романтика, полет души певца жизни и родного края.
Как сказала куратор выставки, заведующая отделом современного искусства архангельского музея изобразительных искусств Зоя Дмитриевна Кулешова, "эта выставка будет интересна молодым художникам, потому что у Бориса Лукошкова стоит поучиться, как, преодолевая себя, идти вперед, делать так, как тебе подсказывает сердце, если ты считаешь, что можешь выразить сокровенное другим языком".
Тамара Статикова, фото Артема Келарева